«Особый язык национальной кинематографии» — так звучит основная тема только что завершившегося XXII Международного фестиваля кинодебютов «Дух огня», и это было отражено буквально в каждой программе смотра. В конкурсных и внеконкурсных секциях демонстрировали фильмы режиссеров из Казахстана, Кыргызстана, Бразилии, Китая, Индии, Ирана, стран Африки, а некоторые из них даже были награждены: картина «Как отец и сын» китайского режиссера Бай Чжицяна получила специальный приз, Приз международного конкурса «Бронзовая тайга» за дебютный фильм вручили ленте «Собственность» бразильца Даниэля Бандейры, а индийское «Похищение» Карана Теджпала удостоилось особого упоминания жюри. Победителем стала казахстанский фильм Асхата Кучинчирекова «Бауырына салу».
Значительная часть мероприятий деловой программы тоже говорила о тех самых особенностях национальных кинематографий и попытках их соединить — в культурном, интеллектуальном и финансово-производственном планах. Одним из ключевых событий стала пленарная сессия «Соединяя мосты. Межкультурный диалог и новые партнерства БРИКС+». Участники круглого стола «Кинофестивали БРИКС как инструменты вывода национальных фильмов на международные рынки» в деталях обсудили проблемы продвижения национального кино. Собравшиеся на дискуссию «Кинодиалог: Россия – Иран» искали точки соприкосновения кинематографий двух государств — и неспроста: иранская драма «Параллакс» победила на «Духе огня» прошлого года. Даже на круглом столе «Снято в России. Регионы как центры кинопроизводства» затронули тему сотрудничества с разными странами. Например, российско-индийский фильм «Жемчуг» будут снимать в Москве, Мумбаи и Ханты-Мансийске.
И даже этим все не ограничивалось: режиссеры из Китая отправились в Сургут и Нижневартовск показывать и представлять свои фильмы.
На самом деле стоит вспомнить, что к теме национального кино, в том числе, из стран БРИКС организаторы «Духа огня» обратились еще лет 10 назад — тогда, в 2014-м, в рамках фестиваля был проведен азиатский рынок киноиндустрии. Спустя три года фестиваль уже считался постоянной площадкой для кинематографистов из государств БРИКС: здесь авторы из этих стран показывали свои фильмы, делились опытом, представляли проекты в поисках партнерств.
Кинематограф стран БРИКС — не единственное, на чем акцентировал свое внимание кинофестиваль за более чем 20-летнюю историю. Практически каждый «Дух огня» имел магистральную тему или посвящал одно мероприятие или целую серию выбранной тематике, личности или тенденции. Так в 2019-м заданная тема звучала как «Союз театра и кино», кинорежиссер Сергей Соловьев, идейный вдохновитель и многолетний президент фестиваля, рассказывая о грядущем смотре, говорил, что общность и взаимоотношения театра и кинематографа «очень интересны и важны для профессионального сообщества», называл театральную аудиторию одной из самых активных и «живых». «Я приветствую этот мотив побратимства кино и театра, так как он является чрезвычайно важным компонентом нашей жизни», — объяснял он.
XII фестиваль посвятили российским нефтяникам. Одной из площадок стал «Музей геологии, нефти и газа» Ханты-Мансийска, здесь даже провели творческо-научную конференцию с участием нефтяников, ученых и кинематографистов под девизом «Нефть вчера, сегодня и завтра в судьбе России и судьбе мира». Любителям кино показали драму Пола Тома Андерсона «Нефть». Попутно отмечали 60-летие Березовского месторождения. А не менее важным лейтмотивом фестиваля стала экология.
Два фестиваля были посвящены юбилеям Победы в Великой Отечественной войне. В 2010-м, к 65-летию Победы, жюри возглавлял режиссер-фронтовик Петр Тодоровский, показывали и короткометражки 1940-х, и масштабные военные драмы. Отдельно была собрана программа фильмов о войне, снятых в XXI веке, от бережной экранизации «Живи и помни» Александра Прошкина до дерзкого «Мы из будущего» Андрея Малюкова и спорной «Полумглы» Артема Антонова: здесь можно было оценить и свежесть взгляда, и попытки по-новому проанализировать историю. Через пять лет, уже к 70-летию Победы, была создана программа «Дети войны», фильмы которой рассказывали о юных участниках тех трагических событий, — «Иваново детство», «Летняя поездка к морю» и другие.
Было и нововведение — конкурс микрофильмов о Победе, к участию в котором допускались видео любых жанров и форм с хронометражем не более трех минут. Героями многих лент стали ветераны, работы разместили на сайте фестиваля и провели интернет-голосование. Формат прижился, и уже со следующего года программа стала постоянной.
На фестивале нередко вспоминали великих людей. Стоит вспомнить, что первый «Дух огня» был посвящен 70-летию Андрея Тарковского — демонстрировали ретроспективу его работ, провели мастер-классы и студенческий форум для молодых кинематографистов.
В 2005-м отмечали 100-летие Лео Арнштама, ученика Юрия Тынянова и однокурсника Дмитрия Шостаковича, который написал музыку к большинству его картин. Многократный участник международных фестивалей, Арнштам привозил на конкурс Канн сразу две картины в 1946-м, а в 1955-м был там награжден специальным призом за «Лучший лирический» фильм-балет «Ромео и Джульетта» (снятый совместно с Леонидом Лавровским). На «Дух огня» приезжала его вдова и актриса картины «Зоя» Галина Водяницкая.
В 2012-м гостем фестиваля стал композитор Евгений Дога, отмечавший 75-летие, он же вошел в состав нового композиторского жюри, учрежденного впервые, чтобы поощрить режиссеров, наиболее удачно поработавших со звуком. И если 10-й, юбилейный, кинофестиваль был связан с музыкой, то следующий, 11-й, губернатор Югры предложила посвятить спорту – как раз к грядущей Олимпиаде в Сочи.
На других фестивалях воспевали кино Казахстана, отмечали 60-летие Госфильмофонда, 90-летие «Ленфильма» и 100-летие
отечественного кино. Устраивали творческие вечера Казахской мастерской Сергея Соловьева во ВГИКе или показ работ студентов той самой знаменитой мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете имени Х. М. Бербекова. В 2009 году организовали выставку работ легендарного фотографа Миколы Гнисюка, посвященной Александру Абдулову, она называлась «Год без Саши». В 2013-м в программе фестиваля впервые участвовал режиссер их Югры Александр Монтов, актер из его картины «День» получил Приз имени Александра Абдулова «За лучшую мужскую роль в российском дебютном фильме».