Петр Шепотинник — об участниках конкурсных программ фестиваля «Дух огня»
На пресс-конференции Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» представили две основные программы – конкурсы российских и международных дебютов. Выбор отборочной комиссии комментирует ее председатель Петр Шепотинник.
Критики часто требуют от организаторов фестивалей обязательной «концепции». Мне всегда это казалось несколько странным – как будто отборщики сами снимают кино или способны повлиять задним числом на то, что уже снято, смонтировано и ждёт своего зрителя. У фестиваля «Дух огня» есть в этом смысле завидное преимущество, его концепция – молодость авторов. Преимущество, но не индульгенция: порой молодые авторы снимают с современной реальности ее самый верхний слой и наделяют свои картины поверхностными приметами сегодняшнего дня. Если музыка, так грохот транса или бубнеж рэпа; если камера, то обязательно ручная; если гламур, то непременно из самых лакомых бутиков и т.д. Но ключевые законы любого искусства всегда будут апеллировать к человеческому опыту в его развитии, который должен просматриваться в любом авторском высказывании, неважно, каким стилем излагает свою мысль автор – суперсовременным или классическим.
Собственно, собирая российскую программу в этом году, мы руководствовались именно этими принципами – убедительно ли дебютант доказывает своё право на существование в клокочущем социальном хаосе, можем ли мы расслышать голос, присущий именно ему, а не кому-то другому. Мне кажется, что в каждой из выбранной нами картин этот голос слышен, по-разному: у каждого свой стилистический и тематический регистр. Будем честны, не всем авторам, даже из числа тех, чьи фильмы попали в программу, это удалось по самому высокому счету. Где-то они грешат излишней литературностью или злоупотреблением пресловутым «вербатимом», где-то заигрывание с новыми стилистическими поветриями кажется натужным. И всё-таки я предлагаю зрителям Ханты-Мансийского фестиваля запомнить имена нынешних дебютантов. Запомнить, чтобы потребовать от их вторых картин такого же отчетливого авторского «я», как в первом высказывании. Антон Ермолин, фильму которого «Ниша» присуща стилистика легкого иронического сюра, незаметно проникающего в обыденную жизнь. Мария Лойтер, представившая зрителю портрет современной богемной Москвы, не слишком охотно распахивающей двери для провинциальных мечтательниц. Тонкий стилист Игорь Федоров, представивший нечто вроде клаустрофобического психотриллера, разыгрываемого одним-единственным актером. Полной противоположностью этим урбанистическим драмеди становятся три картины с ярко выраженной этнической спецификой. Малика Мусаева, чей фильм вошел в программу 73-го Берлинского кинофестиваля, с тонким лиризмом представила нам двойной портрет чеченских деревенских девушек. Михаил Кулунаков стал своего рода первооткрывателем кино алтайского региона. Наконец, Никита Добрынин покажет на «Духе огня» документальное исследование драматической судьбы народности водь.
Чрезвычайно разнообразна – стилистически, тематически, географически – программа международного конкурса. Некоторые из этих картин уже снискали успех на международной арене. Была отмечена призами Сан-Себастьянского кинофестиваля поражающая умением донести до зрителя поэзию повседневной жизни картина индийского режиссера Парта Саурабха «По обе стороны пруда». Фильм Констансы Фельдман и Агустина Мендилахарсу «Клементина» был только что показан в Роттердаме. Сразу после мировой премьеры на Берлинале мы увидим фильм «Как актриса» французского режиссера Себастьена Байи. И в японском «Торао» Кадзуя Мураяма – детективной истории, скорее смахивающей на анти-детективную, и в визионерском черно-белом эссе «Нездешние глаза» тайваньского режиссера Ван Чунь-Хуна, и в иранском «Параллаксе» Шахрама Эбрахими отчётливо видны поиски своего собственного авторского «я», нежелание подчиняться неким стандартам кинематографического повествования. Здесь же, в международной программе, мы увидим и дебют многообещающего кабардинского режиссера Олега Хамокова «Узлы».
«Узлы», «Тропа», «Выбор», «Ниша», «Мытарства» – сами названия картин дебютантов словно настраивают зрителя на серьезный лад, в них прочитывается глубокая озабоченность социальными вызовами, которые сейчас принимают на себя художники новейшего поколения кинематографистов. Как в последующих фильмах они смогут отвечать на эти вызовы, покажет ближайшее будущее. Но, в любом случае, все картины нашей программы (к ним, кстати, можно добавить и внеконкурсные – например, замечательный фильм Натальи Мещаниновой «Один маленький ночной секрет»), мне кажется, отвечают духу того фестиваля, который на сломе веков создал Сергей Александрович Соловьев. Когда-то, сразу после окончания съемок фильма «Нежный возраст», мы с ним и с его сыном Митей очень долго говорили обо всем на свете, из этих наших с Асей Колодижнер разговоров вырос целый фильм, но некоторые сказанные им тогда слова я постоянно держу в памяти: «Нормально желать любви, нормально ненавидеть войну, нормально ненавидеть убийства, нормально ждать, что тебя не будут заставлять быть мерзавцем, подлецом, негодяем и преступником. Вопрос в том, как эта человеческая нормальность проходит через абсолютно ненормальное время, которое требует от тебя быть мерзавцем, подлецом, сукиным сыном, обязательно служить кому-нибудь, как тупая, рабская машинка… И как нормальные люди проходят, как нож в масле, через эти времена, чтобы, наконец, понять, что любовь – замечательное, спасительное чувство, которое и сохранит, и возвысит, и сделает, озарит – гениально озарит! – нормальное человеческое существование». Сказано в 2000 году, и мне добавить к этому нечего.
Петр Шепотинник