«Кино снимать тяжело, а на Севере — тем более», — такими словами Дмитрий Якунин, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа, открыл презентацию «Креативный потенциал Сибири и Дальнего Востока: возможности кинопроизводства» на Форуме Креативного Бизнеса. Она стала продолжением сессии деловой программы «Феномен российского кинематографа: национальное кино как двигатель экономики регионов», иллюстрацией того, как на практике воплощаются прогнозы развития кино в регионе. Представители субъектов РФ и институтов поддержки кинематографа, руководители студий и фестивалей рассказали об успешных кейсах и новых проектах, поделились идеями и обсудили, как можно преодолеть барьеры для развития киноиндустрии в регионах. Организатором мероприятия выступила Академия «Дух огня»
Разговор о перспективах закономерно начали с опыта Ханты-Мансийского автономного округа: именно здесь вот уже 20 лет проводится авторитетный международный кинофестиваль «Дух огня». Заместитель губернатора ХМАО Елена Шумаковарассказала, что новый проект — Академия «Дух огня» — появился из идеи, что фестиваль должен существовать 365 дней в году, поддерживать кинематографистов на постоянной основе. С первыми результатами работы академии участники ВЭФ уже познакомились — на форуме был представлен выпущенный ею фильм «Душа России. Север», а предпремьерный показ еще одной картины, «Югорские новеллы», состоялся недавно на ПМЭФ.
«Мы решили перейти из событийного в образовательный, социокультурный формат. В планах несколько лабораторий или мастерских для кинематографистов: первая связана с этнокино, вторая — с производственным кино, потому что Югра регион с мощным промышленным комплексом, и нам важно, чтобы интерес к рабочим специальностям сохранялся. Наш девиз: увидеть Югру — влюбиться в Россию!» — отметила Елена Шумакова.
Примерами успешного сотрудничества с ХМАО в области кино поделился Евгений Мелентьев, генеральный продюсер кинокомпании «KD Studios». Компания уже сняла в регионе три фильма, работает над еще двумя, в числе которых — масштабный проект «Планета “Рахманинов”», включающий в себя и сериал, и сайт, и полнометражный фильм. Это международный проект, который предполагает участие Китая и стран БРИКС.«Великий композитор Сергей Рахманинов никогда не был в Югре, но созданные для кинопроизводства условия позволяют снимать в регионе любое кино», — считает Евгений Мелентьев.
«На наших глазах происходит удивительное явление: киноиндустрия сливается с IT-технологиями», — уверен Павел Перегудов, креативный продюсер питчинга киностартапов Фонда поддержки регионального кинематографа. По его словам, именно в регионах, там, где нет больших «столичных» возможностей и нужно решать немало технологических и финансовых проблем, рождаются самые яркие идеи. Среди девяти проектов-финалистов первого питчинга в конце прошлого года — и раскадровка с помощью искусственного интеллекта, и инновационные конструкторские декорации, и платформа лицензионного звука, и студии с дополненной реальностью. Финалистами питчинга этого года стали, в частности, проект с поиском локаций для съемок с помощью искусственного интеллекта, GPT-поиск для выбора фильмов и даже «умная хлопушка», которая сама сортирует отснятый материал, экономя время режиссера монтажа.
Одним из центров нового кино России вот уже несколько лет считается Якутия. Этого удается добиться, в том числе, создавая особые условия для тех, кто снимает кино. Директор департамента развития креативной экономики Корпорации развития Якутии Анна Михайлова рассказала, как работает специальный креативный кластер — «Квартал труда». «Сегодня в нем 70 резидентов, которые занимаются кино, анимацией, музыкой, цифровым контентом, к 2035 году прогнозируем 150 резидентов. В кластере созданы все условия — медиалаборатория, студии цветокоррекции, сведения звука, XR-студия — «умный фон». В будущем планируем создать первый на Дальнем Востоке многофункциональный кинопавильон полного цикла», — поделилась Анна Михайлова.
Еще больше амбициозных планов в Приморском крае — в их числе, например, российско-азиатский форум ко-продукции. Киноотрасль Владивостока во многом связана именно с интересом съемочных групп из Китая, Кореи и всего азиатского региона, поэтому задача Владивостока — стать наиболее «film-friendly» и для российских, и для зарубежных кинематографистов. О специфике этой задачи рассказал Дмитрий Шевцов, генеральный директор «Киностудии Владивостока». Чем больше съемок в регионе — тем выше его туристическая и инвестиционная привлекательность, тем больше рабочих мест, потому что, по крайней мере, азиатские продюсеры предпочитают нанимать персонал на местах. «У нас есть успешный опыт продвижения региональных брендов, партнерских программ — мы договариваемся с отелями, местами для съемок и т.д., чтобы это было максимально выгодно для кинематографистов. Развиваем коллаборации с креативными индустриями — в кино могут работать декораторы, художники, музыканты, не говоря уже об актерах, ведь кино это драйвер всех креативных индустрий», — говорит Дмитрий Шевцов.
О своих проектах и опыте работы в условиях Сибири и Дальнего Востока рассказали Максим Балаховский, сооснователь East Side Production, Юлия Липатова, Генеральный продюсер студии «ХОУМПРОДАКШН», Ирина Белых, программный директор Фестиваля актуального научного кино «ФАНК». Участники сессии обсуждали киностарпаты, предложенные бизнесом Сибири и Дальнего Востока, производственные решения, рассказывали о будущих и уже снятых фильмах.
Посмотреть видеозапись сессии «Креативный потенциал Сибири и Дальнего Востока: возможности кинопроизводства» можно в группе Фонда Инносоциум ВКонтакте https://vk.ru/video-207280740_456239245