Почему молодые люди возвращаются в свои деревни, получив образование в городе? Как по-настоящему живут ханты и манси? На все эти вопросы гостей «Духа огня» из разных стран отвечает фильм «ТАНЯ. ЛЕТО. ЗИМА» Александра Авилова, показ которого прошел на фестивале.
Зрителями стали жители Ханты-Мансийска, гости фестиваля, а также делегация кинематографистов из Индии и почетные представители коренных народов Севера.
Специальным гостем стала губернатор Югры Наталья Комарова. Она пообщалась с участниками встречи, отметила работу режиссера и всей съемочной команды.
Предваряя показ, Александр Авилов рассказал о том, как проходили съёмки. По его словам, документальный фильм «ТАНЯ. ЛЕТО. ЗИМА» вырос из одноимённой новеллы кинопроекта «Югорские новеллы». «Сегодня мы презентуем одну из пяти новелл о хантыйской охотнице Татьяне, которая живёт в тайге, – пояснил режиссёр. – Когда Таня была совсем маленькой, её воспитывали бабушка с дедушкой, ханты. Мама и папа жили в городе, работали, она жила в лесу, на угодьях. Они её всему и научили. В лесу всё делаешь сам. Что поймаешь – то и ешь, что сшил – то и носишь, что построил – там и живешь. Наш фильм о жизни Тани и её семьи»
Он также рассказал, что идея создания кинопроекта «Югорские новеллы» родилась у них вместе с Фондом Росконгресс: «Мы решили снять фильм про современную молодежь Югры из числа коренных народов. Не все знают, как по-настоящему живут ханты и манси. Если и имеют какие-то представления, то думают про оленеводство, национальную одежду, чумы. Но мы сняли пять новелл про то, почему молодые люди предпочитают оставаться в своих небольших городках, поселках, деревнях, на стойбищах».
Весь 2022 год съёмочная группа «Югорских новелл» зимой, летом и осенью искала в разных уголках Югры ответы на такие вопросы, как: почему двадцати- и тридцатилетний человек выбирает жизнь в лесу, получив образование в городе? Почему он возвращается в свою деревню и преподает там? Что им движет? Что мотивирует его воспитывать своих детей в родных традициях?
«Мы приезжали на две-три недели к каждому герою и снимали его быт. Мы ни о чем таком их не просили, они не актеры, а мы просто снимали, как они живут, преподают, учатся, работают, помогают друг другу, охотятся, рыбачат. Сейчас фильм уже почти готов», – поделился Александр Авилов.
.
По словам одного из зрителей, индийского режиссёра Сарфараз Алама, в фильме «ТАНЯ. ЛЕТО. ЗИМА» очень грамотно выстроена режиссерская работа.
«Подготовка хорошая, видно что планировали долго, потому что в таких условиях снимать очень сложно, без инфраструктуры. Понятно, что режиссер заранее все очень хорошо подготовил и заранее выбрал героев. Когда люли умеют играть – это одно, а вот обычных людей сложнее снимать, потому что они могут стесняться камеры, могут не туда посмотреть, не то сделать. Это очень сложная работа, и ее хорошо выполнили», – высказал своё профессиональное мнение гость кинофестиваля.
Артист театра обско-угорских народов «Солнце» Мария Сенгепова очень хорошо знает главную героиню фильма. По её словам, Татьяна ей как вторая мама: «Фильм замечательный, мне очень понравился, потому что это, по сути, тоже моя родина. Я там выросла. До школы я все время там жила. Таня с Германом научили меня писать, читать, считать, все на свете. Герман привозил на лодке тетрадочки, а Таня со мной занималась. Какую Таню показали в фильме, такая она и есть: настоящая, самостоятельная, крепкая женщина. Таня очень добрый и ранимый человек в жизни, но очень сильная, мудрая, правильная».
В завершение открытого показа Александр Авилов рассказал, что премьера фильма «Югорские новеллы» планируется уже этой весной: «Месяца через два-три вы посмотрите фильм «Югорские новеллы» целиком и узнаете, что движет хранительницей старинных хантыйских рецептов, фельдшером санитарной авиации, учительницей музыки, оленеводом-философом и, конечно, современной охотницей Татьяной при принятии решения жить в родных краях. Мы рассчитываем показать фильм на российских и зарубежных кинофестивалях, надеемся на прокат в России».
Съёмки кинопроекта «Югорские новеллы» проходили в Югре в рамках соглашения о сотрудничестве между Правительством округа и Фондом содействия социальному развитию «Инносоциум». «Организаторы привлекли окружной Центр «Открытый регион», который обеспечивал нам всю логистику перемещений по региону. Все перелеты, переезды, встречи с героями, чтобы они заранее знали, что мы приедем, были предупреждены. Например, иногда перелет на один день переносили. У нас были очень трудоемкие экспедиции: были форс-мажоры где-то из-за тумана, где-то из-за дождя. «Открытый регион» помогал нам вылететь откуда надо, уехать откуда надо и быть вовремя там, где нам надо было быть», – рассказал Александр Авилов.
Напомним, что XXI Международный фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» проходит в Ханты-Мансийске с 3 по 6 марта. В этом году в рамках фестиваля представлены лучшие картины режиссеров из России и 16 стран мира.
Увидеть сетку всех показов кинопоказов можно тут: https://clck.ru/33gPXs. Вход свободный.
Коммуникационным партнером фестиваля выступает Фонд Росконгресс.
Генеральный партнер «Духа огня» с 2007 года — «Газпром нефть».