ZH

Дух огня

2025

Изменить содержимое

БРИКС как кинопутешествие: Бразилия

Дух огня

международный

фестиваль

кинодебютов

В 2019 году в бразильский прокат вышло 169 картин местного производства. Самой успешной из них стала комедия «Моя жизнь на Марсе», сборы которой были сопоставимы с диснеевским «Аладдином». Вообще кинопрокат Бразилии почти полностью принадлежит Голливуду. За последние 10 лет местным производителям всего однажды удалось возглавить годовой бокс-офис – это было в конце 2019 года, когда вышла комедия «С моей мамой не соскучишься – 3». При бюджете в 2 млн долларов картина заработала 39 млн долларов и остается самым кассовым национальным релизом в истории бразильского проката.

Но это скорее исключение: зрители Бразилии чаще всего выбирают все же проверенные голливудские хиты. В прошлом году, например, кассу с большим отрывом от конкурентов возглавила «Барби», собрав 43,8 млн долларов. Следом за ней шли «Братья Супер Марио в кино», «Форсаж 10», «Аватар: Путь воды» – большей частью зрелищные коммерческие картины, в то время как «Оппенгеймер» довольствовался скромной девятой строчкой. 

ПАДЕНИЕ И ВЗЛЕТ

В 2023 году общая касса в Бразилии составила 2,3 млрд долларов. Это очень хороший результат, на 25% больше, чем в 2022 году. Но при этом все сборы национального кино составили 3% от этой суммы. Индустрия давно бьет тревогу: за последние четыре года она пережила самый сильный кризис за последние 30 лет, и та цифра в 169 картин будет еще долго восприниматься как недостижимая планка. Среди причин – политические перемены и пандемия, которые обрушили индустрию и практически лишили кинотеатры качественного местного контента. По итогам 2023 года общая касса в стране оказалась в три раза меньше, чем в Мексике.

С другой стороны, именно сейчас можно наблюдать, как бразильская киноиндустрия понемногу встает с колен и возвращается к жизни. На февральском Берлинском кинофестивале 46 бразильских продюсеров заявили более 80 проектов на разных стадиях разработки. Ряд фильмов был представлен уже в программе, в том числе в «Панораме». 

В кино вновь пошли инвестиции, причем производство ведется не только в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, но и в регионах. Сообщается, что более 40% режиссеров новых проектов – женщины, а среди жанров преобладают как хорроры, триллеры и фэнтези, так и социальные сюжеты, связанные в том числе с иммиграцией. Рынок уже отреагировал. Только в январе фильмы «Моя сестра и я», «Наш дом 2» и «Mamonas Assassinas: фильм» привлекли более 3 млн зрителей. Бразильские профессионалы рассчитывают выйти на уровень 25% от общих годовых сборов уже к концу 2024 году, что кажется очень смелым и оптимистичным, но мотивирующим прогнозом. 

ЛЮДИ-ГЛЫБЫ

Среди самых перспективных релизов называются следующие. «Пляжники 2» Роберто Сантуччи – продолжение его же комедийного хита, который в 2018 году посмотрело в кинотеатрах 2,5 млн зрителей. «Ауто о сострадании 2» – тоже сиквел, только первая часть вышла больше 20 лет назад. Его режиссер, Гаел Арраес, после ряда сериалов возвращается к классическому кинематографу и представит публике новую сатирическую комедию с любимыми персонажами. Также у него в этом году должен выйти более камерный фильм «Grande Sertão».

Но, конечно, самая большая надежда – на режиссеров авторского кино, благодаря которым Бразилия для миллионов синефилов всего мира уже давно существует как очень важная территория. В этом году, например, свою новую картину «Я все еще здесь» по одноименному бестселлеру Марсело Рубенса Пайвы выпустит классик Уолтер Саллес. Он хорошо известен во всем мире, его «Че Гевара: Дневники мотоциклиста» стал одной из лучших ролей Гаэля Гарсия Берналя, а вольная экранизация Джека Керуака «На дороге» собрала целый букет голливудских суперзвезд в каст. А еще раньше были «Центральный вокзал» и «Последнее солнце», причем «Вокзал» победил на Берлинском кинофестивале в 1998 году.

Андруша Уоддингтон – еще одна заметная фигура, в том числе благодаря своим корням, которым обязан русским именем. Он побеждал в каннском «Особом взгляде» с «Я, ты, они», прогремел на «Сандэнсе» с «Песочным домом», а сейчас готовит к выходу новую картину «Витория».

ИГРОКИ РЫНКА

Задача перед бразильской индустрией сейчас стоит трудная. Стриминговые гиганты ворвались на рынок, предложили производителям контента на португальском языке очень заманчивые условия и фактически мировую дистрибуцию. Достаточно сказать, что один лишь Netflix в 2021 году запустил сразу 18 бразильских ориджиналсов, среди которых девять полных метров, три сериала, три документальных картины и еще три реалити-шоу. Сейчас в производстве одновременно 26 наименований. На фоне скромных успехов в прокате нетфликсовский заказ выглядит более выигрышно, а из минусов тут только то, что и права останутся у стриминга. Ну и то, что стримингам более интересны зрительские проекты, так что те студии, которые производят массовый контент, выжили благодаря этим заказам.

А вот арт-кино пришлось туго. Самый известный в мире бразильский режиссер Фернанду Мейреллиш после «Двух пап» не выпустил больше ни одного полного метра – он работает над сериалами для платформ. Один из них, «Шугар» с Колином Фарреллом в главной роли, выйдет уже в апреле на Apple TV+, это один из самых интригующих проектов платформы в этом сезоне. 14 апреля на НВО выйдет другой его проект «Сочувствующий» – мини-сериал, который Мейреллиш снял совместно с Пак Чхан-уком и Марком Манденом. Конечно, от создателя «Города Бога», одного из самых ярких фильмов XXI века, синефилы ждут большего, но Мейреллишу давно было тесно в рамках национальной индустрии, так что он работает уже в глобальных масштабах.

СТАРЫЕ НОВЫЕ ИМЕНА

На кого из современных бразильских авторов стоит обратить внимание? Ильда Сантьяго, директор международного кинофестиваля в Рио-де-Жанейро, выделяет несколько имен и названий, достойных немедленного ознакомления. Это опытный документалист и дебютантка в игровом кино Флавиа Невес. Ее полный метр «Fogaréu» был представлен на Берлинале в позапрошлом году, это была сюрреалистическая драма о том, как женщина возвращается на родину и там вступает в конфронтацию с мэром крохотного городка, по совместительству своим дядей, и в этой противостоянии обнажает застарелые конфликты бразильского общества. 

Режиссер Джулия Мурат в том же 2022 году победила на престижном МКФ в Локарно с феминистской драмой «Правило 34». Тема фильма – противостояние сексуальному насилию. Аннотация гласила, что фильм «возвращает бразильское кино обратно к анархическим достижениям маргинального кинематографа, это мощная и политически заряженная работа, которая несомненно оставит после себя заметный след». Над чем сейчас трудится Джулия Мурат, пока не известно. 

Габриел Мартинс уже давно известен фестивальной публике. Хоррор «Узы дьявола» (там Мартинс работал в соавторстве) прошел по профильным смотрам, «В сердце мира» был в Роттердаме. А вот драма «Марс Один» о мальчике, который грезит о космосе в семье, где для мечтаний не осталось места вовсе, была выдвинута от Бразилии аж на «Оскар» 2023 года. У себя в Бразилии Мартинс за этот фильм получил призы за лучшие режиссуру, сценарий и монтаж.

Закончить стоит тем, что в Бразилии очень благосклонно относятся к российскому кино. По данным Comscore, предоставленным Роскино, за прошлый год наши фильмы собрали там (к началу декабря) более 700 тыс. долларов, причем больше всех заработал мультфильм «Коты Эрмитажа». Также там вышли «Финник», «Звездный разум» и «Жена Чайковского».