ZH

Дух огня

2025

Изменить содержимое

ЮАР, ОАЭ, Иран, Египет, Эфиопия

Дух огня

международный

фестиваль

кинодебютов

ЮАР

Пятый (по хронологии, с 2010 года) член БРИКС – это все еще развивающаяся киноиндустрия, но с огромным потенциалом. Связан он с тем, что в последние годы местные студии стали активно использоваться Голливудом для съемок в ЮАР блокбастеров. Здесь, например, велась работа над «Мстителями», «Ларой Крофт», «Бладшотом», а это значит, что у студий есть заказы, появляются рабочие места, закупается аппаратура, и, главное, готовятся профессионалы, которые либо уедут из ЮАР в более крупные кинодержавы, как Нил Бломкамп или Гэвин Худ, либо останутся, если для этого будут созданы условия. Сегодня южно-американскими студиями создается порядка собственных 10–15 картин в год. Но прокатом безраздельно правит Голливуд, в прошлом году бокс-офис возглавили «Барби» и «Форсаж 10». Емкость проката относительно невелика, достаточно сказать, что тотал «Барби» составил менее 3 млн долларов.

Среди реально работающих в ЮАР можно назвать режиссера Джона Баркера, который уже много лет балансирует между документальным и игровым кино, экспериментирует с жанрами и хорошо известен, например, в Торонто, где за Баркером следят с 2006 года, когда он привез туда сделанную совместно с MTV комедию «Bunny Chow». Последняя на данный момент картина Баркера «Люди с зонтами» тоже была в Торонто. Если хочется чего-то пожестче, то можно обратить внимание на Джамиля Экс.Ти. Кубеку, который много работает в социальном кино, размышляет об апартеиде и получает за это на родине то премии, то проблемы с цензурой. Возможно, из-за этого последние свои проекты он делал в форме сериалов для западных платформ, но оставаясь на родине. То же происходит с Эми Джефта, драматургом, сценаристом, режиссером с международной известностью. По ее пьесам Дэнни Бойл ставит в Лондоне спектакли, но сама Джефта последние свои проекты делала не для большого экрана. 

ОАЭ

C 1 января ОАЭ, Иран, Египет и Эфиопия присоединились к БРИКС. Расскажем коротко о том, что происходит в этих странах с киноиндустрией. В ОАЭ кинематограф пока только начал развиваться. Кроме набирающего авторитет Дубайского МКФ с 20-летней историей, есть ряд фестивалей поменьше и киноклубов, все они аккумулируют вокруг себя профессионалов. Но реально в стране производятся один-два полных метра в год, зато ОАЭ активно закупает кинотеатральный и телевизионный контент, в том числе у России. В прошлом году в кинопрокат ОАЭ вышло 10 российских фильмов – больше, чем в любой другой стране БРИКС. По данным Comscore, предоставленным Роскино, за весь прошлый год наши фильмы собрали там (к началу декабря) больше 500 тыс. долларов, половина этой суммы – мультфильм «Коты Эрмитажа». Для сравнения, в ЮАР из России в прошлом году вышли только «Коты» и заработали в два раза меньше. Поэтому ОАЭ для зарубежных правообладателей как рынок очень привлекательны. 

Кинопрокат делится между индийскими и голливудскими картинами. В прошлом году верхние строчки бокс-офиса заняли болливудские блокбастеры с Шах Рукх Кханом «Солдат» (9,2 млн долларов) и «Патхан. Схватка со смертью» (8,2 млн), каждый из этих релизов «работал» по полгода, собирая полные залы. Дальше с небольшим отставанием идут «Оппенгеймер», «Форсаж 10», «Братья Супер Марио в кино» и другие голливудские релизы, «Барби» при этом заработала чуть больше 4 млн долларов. Российские релизы пока не входят в первую сотню, но уже приближаются к ней.

Эфиопия

В 2015 году впервые в истории Каннского кинофестиваля в его конкурс (в данном случае «Особый взгляд») попал фильм из Эфиопии – «Ягненок» режиссера Яреда Зелеке. После картину показали в Торонто, а потом Эфиопия выдвинула его на «Оскар». После этого у Зелеке ни одного фильма не вышло. А Эфиопия с тех пор выдвинула на «Оскар» только один фильм – «Бежать против ветра», совместное производство с Германией, и снял картину тоже немец, Ян Филипп Вейл. Кинопроизводство и прокат в Эфиопии существуют: в стране есть несколько мультиплексов, более 30 студий и даже два международных кинофестиваля. И есть аудитория, которая с удовольствием смотрит фильмы, снятые часто в любительской манере на непрофессиональном оборудовании, зато в узнаваемых родных местах, а может, даже и с друзьями или родственниками в главных ролях. 

Египет

Голливуд на Ниле – так иногда называют египетское кинопроизводство. Действительно, среди арабских стран в Египте оно налажено на очень высоком уровне, выходит несколько десятков полнометражных фильмов в год, большей частью комедии. Самым кассовым фильмом 2023 года стал «Рубиновый дом», снял его ведущий египетский режиссер Питер Мими. К своим 36 годам он снял ряд национальных экшен-хитов и несколько крупных сериалов, в 2024 году у него выходит новый сериал «Ассасины», исторический экшен про убийц XI столетия. «Рубиновый дом» собрал в мировом прокате почти 2 млн долларов, из которых 1,5 млн заработал в ОАЭ, а внутри Египта – 0,2 млн. Еще один недавний хит – «Nabil El Gamil Dr. Tagmeel», комедия про пластического хирурга, и она тоже в ОАЭ заработала в 10 раз больше, чем на родине, – 1 млн долларов.

Среди других популярных жанров в Египте – триллеры и с недавних пор хорроры, которые время от времени попадают на мировые фестивали. Но телевизионное производство пока сильно превышает кинематографическое.

Иран

Иранский кинематограф уже много лет – один из ведущих в мире. Все синефилы знают имена Аббаса Киаростами, Джафара Панахи, Мохсена Махмальбафа, Маджида Маджиди, Асгара Фархади, Мохаммада Расулофа, Амира Надери. Сочетание поэтического кино с публицистикой часто приносит авторам проблемы на родине, так что не все из них могут продолжать работать в Иране. Но все равно их происхождение обычно ощущается в каждом кадре. Все фестивали документального кино в мире регулярно показывают иранские картины, часто самые неожиданные – например, о подпольных хип-хоп-исполнителях, которые снимают свои клипы на улице, пока не видит полиция. Большая часть иранской документалистики – протестное кино, осуждающее устройство современного иранского общества. Снимаются эти фильмы чаще всего с помощью западных институций авторами, которые в ближайшее время не планируют возвращаться на родину.

При этом речь идет все же об авторском кино, а коммерческие иранские постановщики в мире известны хуже. Например, один из самых успешных иранских режиссеров – Масуд Атьяби, его недавние комедии «Одинокий» и «Динамит» – рекордсмены проката. Или Карим Мохаммад Амини, на его фильм «Ископаемое» в прошлом году было продано рекордное количество билетов – 3,4 млн за несколько лет. Большой популярностью пользуются фильмы Мерана Ахмади, известного актера кино и телевидения, который пришел в режиссуру уже в зрелом возрасте. Его драмеди «Sag Band» – один из больших хитов последних лет.

А самый кассовый иранский фильм в истории до сих пор – комедийная мелодрама «Сороконожка» режиссера Аболхассана Давуди, ее в 2018 году посмотрело в кинотеатрах 4,25 млн зрителей, а ее продолжительность – 3 часа 17 минут.

Ежегодно в Иране продается более 30 млн билетов, прокат растет, и преобладают там фильмы местного производства. Войти на этот рынок трудно, учитывая строгие местные законы и приверженность населения кино мусульманских стран, но, например, совместный проект «Российское кино в Иране» показал, что интерес к российскому кино у зрителя есть. В 2022 году был подписан ряд соглашений, способствующих развитию киноиндустриальных связей России и Ирана, а это значит, что российского кино на местном рынке будет больше.