Общий бокс-офис Китайской народной республики в 2023 году составил 7,7 млрд долларов. За последние годы это самая большая цифра, но это все равно на 14,5% меньше, чем в 2019 году: отрасль сильно подкосила пандемия. При этом китайцы выбирают именно свой продукт: в том же 2023 году все фильмы из топ-10 по кассовым сборам – китайского производства. Национальное кино собрало почти 84% общей кассы. Примечательно, что среди импортных кассовых рекордсменов в топ-3 только один «американец» – «Форсаж 10» (138 млн долларов), остальные два – японские аниме.
КВОТЫ И ЛИМИТЫ
Эти результаты отчасти связаны с протекционистской политикой Китая в области кинематографа и жестким квотированием иностранного кино. Например, на американские картины стоит ограничение в 34 наименования. При этом ряд голливудских картин не попадает на рынок, другие могут подвергаться правкам для соответствия китайскому законодательству. Но причина успеха китайских картин еще и в том, что они, во-первых, нацелены именно на внутренний рынок и китайского потребителя, во-вторых, маркетинговые инструменты внутреннего рынка задействуются производителями в полной мере и включают, например, социальные сети, наружную и другие каналы рекламы, которые могут быть недоступны внешним игрокам рынка.
НОВОГОДНЯЯ БИТВА
Как и в России, основную кассу приносят фильмы, которые выходят в новогодние каникулы. Они в Китае каждый год в разные даты, например, в 2024 году они длились с 10 по 18 февраля, хотя многие предприятия дают своим работникам дополнительную неделю выходных. Поэтому выйти в каникулы означает собрать максимально возможную кассу. В прошлом году годовой топ в КНР возглавил новогодний блокбастер «Полноводная красная река» классика китайского кино Чжана Имоу – всего за восемь дней проката картина заработала почти 500 млн долларов. Общие сборы фильма по итогам года – 634 млн долларов только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то есть на своем основном рынке. Прокат в других регионах принес фильму менее 0,5 млн долларов.
Вторым новогодним хитом был фантастический блокбастер «Блуждающая Земля 2», фильм-катастрофа Франта Гво. Его сборы тоже превысили 600 млн долларов. Оба названных фильма – в десятке кассовых рекордсменов 2023 года в мире. Сборы «Земли» за пределами КНР – около 9 млн долларов.
В 2024 году неделя новогоднего проката принесла китайской индустрии 1,1 млрд долларов. Самой успешной оказалась спортивная драмеди «Живешь только раз» Цзя Лин. За каникулы она собрала 402 млн долларов. Прокат продолжается, сейчас сборы приближаются к 500 млн долларов, что делает картину самым кассовым хитом года к настоящему моменту. Достаточно сказать, что в остальном мире больше всего в этом году пока собрала «Дюна 2», но у нее в районе 400 млн долларов, из которых в США она собрала менее 200 млн за три недели проката. А «Живешь только раз» – в два раза больше всего за восемь дней. В Китае «Дюна 2», кстати, вышла 8 марта и в первый уикенд заработала 20 млн долларов.
На втором месте по кассе новогодних релизов стоит спортивный фильм «Пегас 2», у него 356 млн долларов. Третье и четвертое места – у комедии Чжана Имоу «Статья 20» (207 млн за новогодние каникулы, к настоящему моменту – 335 млн долларов) и мультфильма «Медведи-соседи: Сквозь время и пространство» (209 млн за каникулы и 270 млн к настоящему моменту). Стоит сказать, что «Дюна 2» вышла уже после китайского Нового года, поэтому все четыре фильма фактически возглавили мировой бокс-офис только за счет сборов на внутреннем рынке.
АВТОРСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ
Среди самых успешных китайских режиссеров последних десятилетий можно выделить несколько авторов. Это, во-первых, Чжан Имоу. В 1988 году он со своим «Красным гаоляном» победил на Берлинском кинофестивале и в последующие годы стал для всего мира символом китайского кино. Среди его главных работ тех лет – «Цзюй Доу», «Подними красный фонарь», «Цю Цзюй идет в суд», «Жить», «Ни на одного меньше». Но в XXI веке он из реалистического авторского кино перешел в другую весовую категорию и стал работать в формате блокбастеров, хотя и исключениями. Его фильмы «Герой», «Дом летающих кинжалов», «Цветы войны», «Великая стена», «Тень» и другие – это высокие бюджеты, зрелищность, часто фэнтезийные элементы и, конечно, огромные сборы. Как уже было сказано выше, в 2023 и 2024 годах именно его картины были на вершине бокс-офиса новогодних каникул.
У Чэнь Кайгэ похожая карьера. Тоже фестивальные награды на престижнейших смотрах в 1990-е, в частности победа в Каннах, а потом суперуспешные блокбастеры, в том числе самый кассовый хит за всю историю китайского проката «Битва на озере». В 2021 году, когда прокат пытался оправиться от пандемийных последствий, фильм собрал у себя на родине почти 1 млрд долларов. Сиквел в следующем году заработал в полтора раза меньше, и вряд ли рекорд Чэнь Кайгэ вскоре будет побит.
В «Битве на озере» главную роль сыграл Джеки У – самый успешный китайский актер, он фигурирует в титрах каждого первого блокбастера, претендующего на рекорды. Но и как режиссер Джеки У исключительно удачлив. Так, второе место по сборам за всю историю КНР именно у его режиссерской работы «Война волков 2».
Уже упомянутая выше режиссер и актриса Цзя Лин – это тоже имя, которое нельзя недооценивать. «Живешь только раз» в этом году стала самой успешной картиной новогодних каникул, но еще больше заработала дебютная режиссерская работа «Привет, мам» в 2021 году – почти 850 млн долларов. В обоих фильмах Цзя Лин играет главные роли, ей сейчас 41 год, и она на пике формы и популярности. При этом сама Цзя Лин даст фору Кристиану Бэйлу: для подготовки к «Живешь только раз» она набрала 20 кг – а потом сбросила целых 50 кг, интенсивно занимаясь боксом.
Еще один важный фильммейкер – Франт Гво, который после пары успешных бытовых историй получил главный шанс в своей жизни и немедленно воспользовался им. В результате научно-фантастический блокбастер «Блуждающая Земля» заработал 700 млн долларов, продолжение – 600 млн, а в 2027 году должен выйти третий фильм. Никто не сомневается, что он тоже станет кассовым хитом.
АВТОРИТЕТЫ
Все сказанное относится к индустрии, хотя в Китае есть и режиссеры, которых за пределами страны киноманы знают гораздо лучше, чем производителей блокбастеров. Например, самым авторитетным автором сегодня считается Цзя Чжанкэ, хотя сборы его картин в десятки, если не в сотни раз ниже, чем у национальных блокбастеров. Также можно назвать Лоу Е, Ван Бина, Хоу Сяосяня – китайский артхаус один из самых успешных и признанных в мире, и это только материковый Китай, о Гонконге здесь даже речь не идет.
НЕМНОГО РОССИИ
Российское кино в китайском прокате пока довольствуется относительно скромными результатами. По данным Comscore, предоставленным Роскино, за весь прошлый год наши фильмы собрали там (к началу декабря) 124 тыс. долларов, из которых почти вся сумма – касса мультфильма 2019 года «Большое путешествие». Также были показаны триллер «Смертельные иллюзии» и мультфильм «Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение», но в обоих случаях, судя по сборам, одним сеансом каждый.