В рамках образовательной программы фестиваля состоялся мастер-класс сербского режиссера, президента «Духа огня» Эмира Кустурицы.
В начале разговора о кинематографе Кустурица отметил, что кино может быть разным, прежде всего, по форме нарратива: диалоги, как, например, у Вуди Аллена, или атмосферные сцены, передающие состояние и настроение, как у Микеланджело Антониони. Говорил о мизансценах как важнейшем инструменте режиссуры и литературе как базисе для построения истории — конечно же, русской, но и не только (упоминал француза Марселя Пруста). Рассуждал о метафорах, рассказывая и даже показывая на фрагментах фильмов Александра Довженко и Жоржа Мельеса.
Кустурица привел немало фактов из собственного опыта. Вспоминал, как полюбил кино, пока рос в Сараево, и как учился в Праге. Впечатлил собравшихся рассказом о том, как, будучи студентом, метался между свиданием с девушкой Майей и показом «Амаркорда» – ни то, ни другое не удавалось. Когда же режиссер наконец попал на фильм великого Феллини, то на первых же сценах заснул. Впрочем, это только начало истории, которая окончилась хэппи-эндом — и образовательным (фильм посмотрел), и профессиональным (снял успешную дебютную работу), и личным (женился на Майе), а заодно — важным выводом: кино нужно смотреть не формально, как делают некоторые прилежные ученики, а тонко чувствуя и параллельно познавая жизнь. Это очень важное условие для того, чтобы впоследствии переносить реалии на экран.
Подробнее о творческом методе режиссера, магическом реализме и роли авторского кино в развитии киноиндустрии – в записи дискуссии.
Мероприятия деловой и образовательной программ фестиваля были объединены общей темой «Особый язык национальной кинематографии стран БРИКС». В них приняли участие более 200 делегатов из 18 стран, а трансляции посмотрели более 1 млн пользователей. «Дух огня» стал одним из первых культурных мероприятий в рамках Председательства России в организации БРИКС. Коммуникационным партнером фестиваля выступает Фонд Росконгресс.