На прошедшем «Духе огня» композитор Максим Дунаевский смотрел фильмы в качестве члена жюри конкурса российских дебютов, принимал приз за вклад в развитие кинематографа и представлял «Летучий корабль», в котором его песни, знакомые зрителям по мультфильму Гарри Бардина, приобрели новое звучание в стиле club mix. Собрали важные цитаты из недавних интервью мэтра.
По моему глубочайшему убеждению, все творческие стили всех гениальных композиторов определяет только одно: яркость и самобытность мелодического материала. От добаховского периода до сегодняшнего дня.
ТАСС
Конкурсы играют роль только для одного — популярности тех, кто в них участвует. Для расширения круга талантливых людей очень редко бывает, чтобы кто-то закрепился на этом Олимпе. Это временный успех, потому что много эфиров, а, как известно, хоть обезьяну в телеке показывай, она через месяц будет популярна.
«Газета»
Я всегда показывал маме. До ее смерти, до 94-го года, она умерла в 94-м году. У нее острое было ухо, уже натренированное папой, видимо. Мама была критиком очень серьезным. Она говорила: «Нет». Я говорю: «Почему?» — «Я уже это слышала, ты у кого-то это стащил». — «Мам, это у себя!» — «У себя тоже не надо!» Она была очень резкой, я на нее сердился, кричал, но она всегда помогала.
ТАСС
Отец научил меня слушать хорошую музыку. У нас дома всегда была новейшая аппаратура, первый магнитофон в стране и так далее. Сохранилась огромная папина фонотека — старые пластинки на 78 оборотов, виниловые. Там записи выдающихся мировых дирижеров, исполнителей. Все это звучало в нашем доме. Сказать, что отец был моим учителем, наставником, я не могу, потому что он не заставлял меня заниматься музыкой, я сам пришел к этому.
«Культура.РФ»
Почему-то меня никто не призывает передать свои знания другому поколению. Произошёл полный разрыв. Не знаю, как в науке, но в творчестве — абсолютно точно. И это ужасно на самом деле. Ведь великие просто так не рождаются. Их надо пестовать, воспитывать, взращивать, насыщать. Мне передавали своё наследие Кабалевский, Эшпай, Щедрин, а также Тихон Хренников, у которого я окончил консерваторию. Наследие нужно не просто сохранять, а реализовывать. Вот то, чего сейчас не происходит.
«Активный возраст»
«К сожалению, на наших глазах рушится само понятие музыки в кино. Композиторское искусство превратилось в диджейское. Это я констатирую не только потому, что смотрю фильмы, слушаю звуковую дорожку и делаю выводы, но и потому, что наблюдаю за своими студентами в Консерватории, многие из которых уже работают в кино. А в Академии имени Гнесиных я вообще преподаю на отделении музыки в кино. И я вам должен сказать, что очень плохо обстоят с этим дела, потому что молодые люди (и идет это не от них, конечно, а от режиссеров и продюсеров) считают, что саундтрек – это такая прикладная вещь, которую надо научиться производить, и все. Быть композитором как бы и не нужно уже. Надо просто извлекать некие звуки.
«Кинорепортер»
Творческая профессия — она гораздо более долголетняя. А молодые — они хороши, может быть, и талантливы порой, но у них недостает опыта. Вот приходит такой режиссер с продюсером ко мне, говорит: «Вот здесь нам нужно, чтобы зазвучали гитары». Я говорю: «Для чего?» — «Это модно». Я говорю: «А какое это имеет отношение к данному фильму, к картинке, к настроению?» Я очень много уходил от этих… Просто уходил, не возвращаясь, потому что эти люди не понимают. Я говорю: «Дайте мне возможность, вы мне доверяете?». Все удачи у меня в кино — там 60, уже скоро 70 фильмов — все были тогда, когда мне доверяли. Ролан Быков, кстати, говорил: «А зачем я тебя еще возьму?» Я был молодой совсем и все время к нему прислушивался. А он мне говорит: «Прислушиваться не надо. Не слушай меня, делай, как ты считаешь нужным, не забивай свою барскую голову». Это его любимое выражение было. «Почему? Потому что, если я тебя взял, значит, я хочу, чтобы ты прибавил к моей работе что-то, чего я не знаю. А если я буду тебе диктовать, то ты ничего не прибавишь».
ТАСС
А что называть современной музыкой? Моцарт, Чайковский…разве это не современная музыка? А почему? Вот, например, у нас в филармонии состоялась премьера оперы «Дон Жуан» Моцарта. Другая — «Волшебная флейта» Моцарта — еще будет. Вы знаете, какой интерес к этому огромный? Моцарт сегодня — один из самых популярных композиторов.
«Газета»
Попасть в струю того, что сегодня звучит, невозможно. Я не пытаюсь этого делать, потому что остался в другом времени и жанре. Перестроиться человек не может. Время проходит, и нового он уже не чувствует, он опаздывает. Он всегда опаздывает. Если человек вдруг в 70 лет захотел быть юным, быть молодёжью, всё сносить на своём пути — это выглядит глупо, ужасно. Стать снова молодым невозможно. Можно быть молодым душой, но полностью сменить направление — это слишком серьёзная перестройка для художника. Поэтому зрелый человек должен оставаться собой. Делать то, что он привык и умеет делать. Кому-то понравится — хорошо, не понравится — ну что ж. Кстати, мои песни 1980–1990-х годов перепевают все артисты, и молодые тоже — значит, это ещё остается. Пусть лучше будет так, чем создать то, что никому не понравится.
«Активный возраст»
Многие режиссеры спрашивают, а где же кинокомпозиторы? Я отвечаю: а вы их не там ищете! Вы почему-то решили, что это некая специальность. Нет, это не специальность! Просто для этого надо быть композитором. Как это и было всегда. Сегодня в кино царствует «саундтрек». Я это слово беру в кавычки, потому что оно означает звуковую дорожку. В его значении даже нет слова «музыка». Конечно, это не только наша проблема. Но если говорить о голливудских блокбастерах, то к ним музыку по-прежнему пишут большие композиторы. Я не знаю, почему у нас с этой дороги сошли. В России традиционно была очень сильная музыкальная школа в кино. И не только в кино.
«Кинорепортер»