На минувшем «Духе огня» режиссер Александр Велединский возглавлял жюри конкурса российских дебютов. О том, каково это — снять первый фильм, а затем еще более важный второй да и вообще удержаться в кинематографе сценарист «Бригады» и режиссер «Географ глобус пропил», «Обители» и «1993» знает не понаслышке: Велединский снимает реже, чем хотелось бы, но зато тщательно подходит к каждой своей работе, выбирает для нее в качестве первоисточника хороший роман или скрупулезно пишет сценарий. Впрочем, обо всем этом он рассказывает сам — в подборке цитат из разных интервью.
Читайте классику — от «Войны и мира» до «Тихого Дона». Там есть ответы. Вот только никто их не придерживается: проходит время, и люди, едва оправившись от одной трагедии, забывают об ее уроках и снова начинают лить кровь… Мир несправедлив, это аксиома. Альтернатива этому — милосердие.
«Бюллетень кинопрокатчика»
Мы должны одинаково дышать. Когда мы писали «Бригаду» — Сидоров, Порублев и я — и жили два года в одной комнате, мы общались, понимая по глазам, что думает другой. Поэтому нам было очень просто. Точнее, это было сложно, конечно, но в этом был кайф, легкость отношений. Мы понимали друг друга с полувзгляда. Хотя при этом мы ссорились, ругались, конечно. Все было, это же живой процесс. И нас ничто не угнетало, нас никто не знал, и мы просто делали все это наотмашь. Все, что накопилось, туда и выплескивали.
«Реальное время»
Мы не ставили задачи фиксировать время. Мы его просто зафиксировали. А желание… Те, кто кино по-настоящему занимаются, не ставят себе такой цели. Для этого нужно огромное самомнение: я — такой творец, который может зафиксировать время. Это фигня полная. Нет, просто мы жили в то время и писали о том времени. Оно было странное, оно было разное. И потому «Бригада» получилась такой — картиной, которую до сих пор смотрят. Она о времени, конечно, о времени, которое вся страна пережила вместе с нами. Мы написали сценарий в 2000 году, а вышла она в 2002.
«Сеанс»
Я вообще к ностальгии отношусь не очень, лично мне она мешает двигаться дальше. Я могу скучать по каким-то конкретным людям, по родителям, по молодости своей, но никак не по СССР или по 90-м… Да, такой тренд сегодня наблюдается, но он сменил предыдущий тренд — про 60-е, заданный отличным сериалом Валерия Тодоровского «Оттепель», проскочив почему-то 70-е и 80-е… Меня такое внимание к 90-м нисколько не беспокоит, а беспокоит только, что мало по-настоящему талантливого кино и сериалов про эти времена.
«Бюллетень кинопрокатчика»
Про добро вообще сложнее снимать, чем про зло. Как сделать персонажа — хорошего человека — объемным? Его надо наградить и отрицательными чертами, неприемлемыми для кого-то, но не подлыми. Леша Иванов очень хорошо сформулировал про Служкина: в ситуации, когда герой должен сделать подлость, он подлость подменяет свинством. Этому принципу мы точно следовали в фильме. В «Географе…» есть сцена, когда женщина-коллега приводит к себе Служкина домой. А он не хочет ее обижать и в силу своего характера не может сказать, что на самом деле любит жену и не хочет ей изменять. И что он делает? Тупо напивается и запирается в ванной.
«Ведомости»
Литература и кино — не одно и то же, они сотканы из разного вещества. Да, литература главнее и, я считаю, дает больше свободы читателю. Кино же показывает тебе вполне конкретного персонажа, которого ты, возможно, представлял при чтении совсем иным. Кино — это уже некое насилие над зрителем, навязывание ему своего видения.
«Бюллетень кинопрокатчика»
Стремиться надо к уровню Голливуда. Может быть, не надо погони устраивать, но учиться у Америки точно есть чему. Главное отличие, на мой взгляд, американского кино, которое покорило весь мир, от российского состоит в том, что они снимают о выживании. О том, что человек для этого делает. А у нас есть очень русский, очень наш перекос в сторону переживаний. У них — выживание, у нас — переживания. И если мы сохраним свои «переживания» и добавим «выживание» — тогда и сможем конкурировать с Голливудом.
ТАСС
Культура работает долго. Есть ведь фильмы на острые темы, которые при этом нравятся людям с разными политическими взглядами. На ту же «Обитель» положительную рецензию написали и Александр Проханов, и Алла Боссарт. Значит, культура может быть тем веществом, что людей объединяет, помогает найти общий язык. Но, к сожалению, да, работа культуры требует времени. Один и тот же фильм будут смотреть и негодяи, и почти святые, и любить будут одинаково или одинаково ненавидеть, но каждый останется собой после просмотра.
«Ведомости»