Какие экономические эффекты несет кинематограф для регионов, можно ли их подсчитать, прогнозировать и регулировать? Этим вопросам была посвящена сессия «Феномен российского кинематографа: национальное кино как двигатель экономики регионов», которая прошла на ВЭФ в рамках Форума Креативного Бизнеса. Организатором сессии выступила Академия «Дух огня».
Чтобы креативная сфера оказывала серьезное влияние на ВВП и ВРП, нужно прежде всего создать среду, — уверена Эльвира Нургалиева, заместитель Министра России по развитию Дальнего Востока и Арктики. На Дальнем Востоке такая среда уже создана: заметен большой интерес кинопродюсеров, здесь снимается до 15 крупных проектов (фильмы и сериалы) в год. В министерстве делали подсчеты: до 30% бюджета фильма съемочная группа тратит в регионе, а туристический поток благодаря ярким фильмам увеличивается также на 30%.
«В прошлом году образована единая дальневосточная кинокомиссия для всех регионов округа, она собирает общий перечень локаций, компетенций и оборудования. С 2024 года заработает единая дальневосточная система кинорибейтов — система компенсаций расходов команд, снимающих кино на Дальнем Востоке. Буквально на этой неделе ждем от регионов данных, кто сколько проектов сможет принять в следующем году», — рассказала Эльвира Нургалиева. На Дальнем Востоке на базе нескольких колледжей начинают готовить технических специалистов в области кино — съемочным группам не придется везти в экспедиции своих специалистов, а что касается творческих работников, то ожидается, что на Дальнем Востоке появятся филиалы ВГИКа, ГИТИСа и Щукинского училища.
На хорошие показатели эффективности вышли в Якутии, регионе-флагмане развития кино в России. «Сегодня мы снимаем больше половины российских региональных фильмов, покрыли весь спектр — от комедий до авторских фильмов. Один из них, «Выход» Максима Арбугаева, как вы знаете, был в шорт-листе «Оскара» этого года, — рассказал глава республики Айсен Николаев. — Доля якутских фильмов в нашем прокате 34%, причем, на них приходится до 60% кассовых сборов». С 2011 года в Якутии снято более 100 фильмов — наработан большой опыт и уровень компетенций, а новым шагом станет строительство кинопавильона полного цикла, начатое по поручению Президента России. Ожидается, что после запуска павильона (планируется на конец 2026 года) количество фильмов, производимых в Якутии, удвоится.
Больших успехов добились и в Пермском крае, где кинорибейт один из самых высоких в стране — до 50% от расходов на съемки. По словам губернатора края Дмитрия Махонина, каждый вложенный рубль окупается — так, например, после фильмов «Сердце Пармы» и «Подельники» туристический поток в места, где они сняты, вырос в разы, были построены гостиницы, глэмпинги, визит-центры. «Если несколько лет назад в съемочных группах было только 20% местных работников, то теперь их доля увеличилась до 45%, а на некоторых проектах до 70%. Мы готовим специалистов, например, запустили курс продюсирования кино в пермском кампусе ВШЭ», — рассказал Дмитрий Махонин. Он лично встречается со съемочной группой каждого крупного проекта, обсуждает локации и помогает снять все барьеры для съемок: «Надо найти узкоколейку и паровоз — пожалуйста, решаем эти вопросы».
Сейчас самое благоприятное время для поддержки кинематографа, и эти вложения обязательно окупятся, считает генеральный директор киностудии «Ленфильм» Федор Щербаков: «Сейчас кинобум в стране, такого количества съемок не было никогда. Колоссальный дефицит контента в кинопрокате. Так что конкуренции студий не будет. Сейчас из-за этого кинобума директора музеев Санкт-Петербурга жалуются, что для туристов не останется времени, потому что кинопродюсеры готовы бронировать Царское Село, Петергоф хоть на постоянной основе». Он призвал регионы максимально упростить и технологизировать процессы выбора локаций, согласований, подачи заявок для съемок, как это сделано, например, в Москве, где власти запустили специальный онлайн-сервис: «В регионах проблема в том, что даже если кинокомиссия согласовывает, а губернатор поддерживает, ниже ты сталкиваешься с каким-нибудь чиновником, инспектором ГАИ, еще какими-нибудь людьми, у которых свое представление, как снимать кино».
О кинематографическом буме говорят и показатели Фонда поддержки регионального кинематографа за 2022 год, озвученные заместителем исполнительного директора Дмитрием Якуниным: в 44 регионах снято 96 документальных фильмов, создан акселератор для кинематографистов 14 регионов, в питчинге региональных киностартапов участвовало более 30 инновационных проектов для всех этапов создания и проката кино.
Посмотреть видеозапись сессии «Феномен российского кинематографа: национальное кино как двигатель экономики регионов» можно в группе Фонда Инносоциум ВКонтакте https://vk.ru/video-207280740_456239249